Вероятный исход из страны сотен тысяч афганцев после возвращения к власти запрещенного в России Талибана вызвал в Евросоюзе противоречивые реакции. С одной стороны, эмоциональные картины хаоса в кабульском аэропорту и сообщения о мести талибов жителям, сотрудничавшим с западниками, в сочетании с европейскими гуманитарными ценностями исключают возможность оставаться безучастными. С другой стороны, перспектива появления в Европе сотен тысяч афганских беженцев порождает серьезные тревоги.

В ЕС живо помнят миграционный кризис 2015-2016 годов, когда беспрецедентная волна беженцев из Сирии, Ирака и Северной Африки привела к ожесточенным спорам о том, что с ними делать, как распределять между странами-членами, и к тому же стала катализатором резкого роста влияния праворадикальных партий. С тех пор не раз предпринимались попытки выработать на уровне ЕС общую миграционную политику, устраивающую все страны, но они не увенчались успехом. И потому сейчас сильны опасения, что история повторится вновь.

Некоторые страны ЕС, среди которых Германия, Испания, Франция, Бельгия, сейчас эвакуируют из Кабула наряду со своими гражданами тех афганцев, которые сотрудничали с их воинскими контингентами или работали в их посольствах. Но это сотни человек, в совокупности их число может достигнуть нескольких тысяч. Да и вывести всех не удастся. Вчера европейцам на виртуальном саммите Группы 7 по Афганистану не удалось уговорить президента Байдена продлить пребывание американских военных, контролирующих аэропорт Кабула, после 31 августа. Что же касается тех афганцев, которые будут бежать от талибов самостоятельно, то здесь никакой общей позиции ЕС не предвидится.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен 21 августа заявила, что расселение афганских беженцев "является нашим долгом", и посулила тем странам-членам, которые готовы предоставить убежище афганцам, средства из бюджета ЕС. Но пока из 27 стран ЕС намерение принять у себя беженцев выразила только Германия, да и то не более10 тыс. человек. Для сравнения: за последние 10 лет в ЕС прибыло за получением убежища около 630 тыс. афганцев, лишь в прошлом голу – 44 тысячи. Канцлер Австрии Курц уже заявил, что пока он находится во главе правительства, новых афганцев в стране не появится. Президент Макрон, которому весной 2022 г. предстоят выборы, подчеркнул, что "Европа должна предвидеть и защитить себя от неконтролируемых миграционных потоков". Кандидат в канцлеры Германии от правящего ХДС/ХСС на парламентских выборах 26 сентября Армин Лашет отметил, что "2015 год не должен повториться".

Если в 2015 г. сооружение Венгрией забора на границе с Сербией и Хорватией вызвало в ЕС всеобщее осуждение, то сейчас отношение к строительству пограничных заграждений резко изменилось. Никто не критикует власти Литвы за намерение построить забор на границе с Белоруссией. Греция, сильно пострадавшая от притока мигрантов, закончила возведение 40-километровой стены на границе с Турцией. Афины не скрывают, что стена должна защитить и от проникновения афганских беженцев.

В целом европейские лидеры делают акцент на том, что необходимо значительно увеличить помощь соседним с Афганистаном Пакистану и Ирану, куда может направиться основная часть беженцев. Здесь уже находятся около 2,3 млн афганцев, покинувших страну. Расчет европейцев строится на том, что при щедрой гуманитарной помощи афганские беженцы останутся в регионе и дальше не пойдут. Но расчет этот чисто умозрительный. Не ясно, кто и как будет выделять деньги, а главное – как они должны распределяться. Так что 2015 год в Европе, скорее всего, не повторится, но новый афганский поток рано или поздно туда дойдет.

Александр Ивахник

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены