Ройзман много лет занимает независимую или оппозиционную политическую позицию, и его много раз пытались преследовать по тем или иным поводам. Но начиная с 1983 года, когда Ройзман освободился из колонии, он до сегодняшнего дня ни разу не был под стражей. И вообще, в Екатеринбурге до этого года аресты по политическим причинам были большой редкостью.

Решение об аресте Ройзмана спустя значительное время после митингов протеста выглядит странно. Напрашивается предположение, что это не местное решение, а запоздалое действие в соответствие с федеральной разнарядкой: наказать (или, в другой интерпретации, предостеречь, запугать) все заметные фигуры, сочувствующие Навальному. В качестве меры наказания/запугивания повсюду применяются административные аресты, исправительные работы и угрозы возбуждения уголовного дела по "дадинской статье". Это стандарт 2021 года.

Однако, в отличие от большинства арестованных в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, Евгений Ройзман является действительно популярным региональным политиком. Он доказывал это, выигрывая конкурентные выборы мэра Екатеринбурга. У меня на руках нет данных свежих опросов, но с учетом опыта, я почти с полной уверенностью могу сказать, что Ройзман остается самым популярным политиком в Екатеринбурге и в Свердловской области. Никого сопоставимого нет. Число его сторонников в Екатеринбурге больше, чем у Навального и ФБК, и они более разнообразны с точки зрения социальных характеристик.

Если в случае арестов сторонников Навального (например, координаторов штабов) власть может рассчитывать на поддержку части граждан, которые поверили, что таким образом их спасают от революции и агентов Госдепа, то в случае с Ройзманом это вряд ли сработает. Ройзман многими воспринимается именно как "уральский мужик", "наш парень", причем не какой-то зеленый смутьян, а человек системный и опытный — работал и депутатом Госдумы, и мэром Екатеринбурга.

Арестовывая Ройзмана в рамках федерального тренда, силовики, суд и политические администраторы не учитывают местную специфику. Этот каток едет по всем одинаково, но попадающие под него булыжники оказываются разной формы и разного размера. Ройзман — булыжник особенный. Его арест, пусть даже на сравнительно короткий срок, может увеличить протестный потенциал в городе. Тем более, что повод для ареста смехотворен (несколько твитов). Из-за популярности Ройзмана к решению суда будет приковано большое общественное внимание — и на этом примере большому числу людей станет понятнее, что и предыдущие аресты оппозиционеров были столь же нелепыми.

Самому Ройзману арест и мужественное поведение в суде только прибавят популярности. Ранее он уже заявил, что не пойдет на выборы в Госдуму, так что вроде как эту популярность не получится конвертировать в депутатский мандат. Но кто знает, не станут ли суд и арест триггером, благодаря которому Ройзман изменит свои планы?

Дмитрий Колезев

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены